Барановский, Маркин и коллеги

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Потребитель всегда прав

       

        Письмо

 

       «Как же надоело, что  тебя повсюду обманывают! Приносишь с оптового рынка сахар, а он насквозь мокрый,  открываешь банку лосося, а она с душком. Если нечаянно отвернешься, пока продавец  накладывает в черный пакет помидоры, то дома обнаружишь, что половина – мятые.  Швы на новых босоножках  расходятся  через три дня, пуговицы  с мужской рубашки отлетают после первой стирки. И все это тебе продают с улыбкой, благодарят за покупку. Честное слово, во времена дефицита такого обмана  и то, кажется, не было!  А мы  все терпим,  как будто это в порядке вещей…

        Людмила  Гераскина, г. Москва»

                      

       Бесчисленные обиды потребителя – это невидимые миру слезы. Но вместо того, чтобы  плакать и расстраиваться,  надо защищать свои права.  Как и в каких случаях это реально? На вопросы «Крестьянки» отвечает наш постоянный консультант, адвокат АЛЕКСЕЙ МАРКИН.

 

       - Алексей, начну прямо с письма нашей читательницы: имею ли я право  вскрытую  банку с консервами, если она вызывает подозрения, отнести в магазин? Сама не раз сталкивалась с просроченными нарезками, но как-то духу не хватало скандалить…

       - Зачем же скандалить? Нужно просто вернуть испорченный товар в магазин, желательно с чеком. В принципе и без документа об оплате  можно доказать, что вы  здесь купили  «колбасу с душком», но это сложнее. В  девяноста процентов случаев из ста  вашу проблему разрешит продавец на стадии претензии. Вам или вернут деньги, или обменяют покупку на качественный товар или предложат другой товар. Я лично  сохраняю чеки до возвращения домой. Из-за просроченного кефира редко кто пойдет  отстаивать свои права, а, кстати, очень зря, но если это банка с икрой, дорогое вино?

       - Знать бы еще, что это за права…

       - В любом серьезном супермаркете закон о защите прав потребителей висит на видном месте, его можно купить в любом книжном магазине. Это очень хороший закон, потому что в отличие от многих других, у него есть механизм действия. Закон, существующий с 1992 года, четко регулирует отношения между потребителем и продавцом, потребителем и исполнителем, потребителем и изготовителем товара. Он стоит на нашей защите во всех сферах – от покупки колбасы до постройки дома.  Правда, есть ряд товаров, не подлежащих возврату и обмену. Покупая дорогую парфюмерию, косметику, нижнее белье и др., неплохо бы об этом знать.  В этот перечень попадают и лекарства.

       - Алексей, в нашей стране  товаров и услуг становится все больше, но, это словно палку о двух концах –  тем больше вероятности, что тебя облапошат. Или такое впечатление у ворчливого обывателя?        

       - Правильное впечатление. С развитием общественных отношений появляется множество новых как профессиональных исполнителей своих  обязанностей, так и дилетантов-однодневок, которые хотят по - быстрому заработать. Рынок, конечно, расставляет со временем все на свои места, но пока мы в стадии роста.  Чем еще хорош данный закон? Позволяет на законодательном  уровне предъявлять  требование, чтобы  продавцы, исполнители услуг, производители товаров давали нам полную информацию о нем. Если товар не снабжен подобной информацией, а покупатель это прозевал в магазине, он вправе требовать ее после покупки.

       - Девушка купила в дорогом бутике сумочку фирмы «Шанель», дорогое платье от Армани, а приятельницы подняли ее на смех – сплошные подделки. Как это доказать?

       - Подделка – это товар, может и качественный, но своей информацией вводящий в заблуждение покупателя , что легко проверяется с помощью экспертизы. Здесь затрагивается и уголовное право, авторское право и др. По закону продавец должен его заменить,  возместить стоимость или снизить цену. 

Обычно магазин, если не прав,  идет потребителю навстречу, особенно, если претензия изложено в письменном виде и  юридически грамотно, дело до суда не доходит.

      - А когда доходит? У вас были такие случаи в практике?

       - Я сам обращался в суд – оплатил покупку мебели, а все сроки поставки были нарушены. Дело выиграл без труда.  Был у меня клиент, которому магазин ни за что не хотел  менять плитку для ремонта -  доставили вовремя, но не того цвета и тона, что был указан в договоре. Пришлось решать вопрос в судебном порядке, после чего магазин был вынужден принять обратно свой товар и обменять его.

       - С товарами, видно, не так сложно.  А как защитить себя от некачественных услуг?

       - У меня сейчас в производстве довольно сложное дело. У клиента угнали  дорогой автомобиль – «Порше». Надежд, что милиция его найдет, почти никаких - такие машины угоняют не для того, чтобы их находили.  Не сработала спутниковая сигнализация. Мы предъявили претензии  к фирме, установившей эту сигнализацию, по договору она давала все гарантии и по установке и по обслуживанию. В момент вскрытия машины  должен был поступить звонок в соответствующие органы, а звонка не было. Мы требуем не только возмещения   расходов за некачественную услугу, но и стоимость автомобиля.

       - Если потребитель обращается в суд, это ведь сильно бьет по карману?

       - Потребитель не платит госпошлину за судебные издержки. Если цена вопроса высока, можно нанять адвоката: в случае выигрыша в суде, гонорар  юристу  оплатит  проигравшая сторона. Но можно и без адвоката, получив хорошую консультацию, защитить в судебном порядке свои права. Если эти права нарушены и есть  тому доказательства, фирме, продавшей вам некачественный товар или оказавшей некачественную услугу, будет трудно вам противостоять. Но, конечно, с адвокатом надежнее.

       - Приятель  купил себе по Интернету стиральную машину «Veco» последней модели. Машину привезли, подключили, дали кучу документов и гарантийный талон на год. Через месяц, когда из-за халтурного подключения он затопил соседей, оператор по тому же самому телефону в Интернете отказался от того, что его компания продала товар. Все документы оказались фальшивыми. Как доказать, что его обманули?

       -Теперь уже, вероятно, никак. Мы экономим время и, кстати, деньги, покупая товары в Интернете, а не ходя по магазинам, но при этом рискуем нарваться на виртуального продавца, который растает в пространстве. Тут один выход – обращаться в органы внутренних дел.      

       - Алексей, а что творят турфирмы!  У меня куча знакомых обожглась, польстившись на их рекламные посулы: вместо четырехзвездного отеля селят в  халупы, никаких обещанных завтраков…

      - Во-первых, нужно внимательно читать договор. Может быть,  там написано, что турагенство обязуется вас доставить на побережье Красного моря и отвезти обратно, а другие обещания были даны лишь на словах. А, во-вторых, всегда можно доказать, что вас обманули. Сейчас у всех есть  камеры, цифровые фотоаппараты – зафиксируйте  обстановку в «халупе»,  и вы сможете потребовать у  турфирмы компенсацию, доказав  фактически, что это не четыре «звезды». У меня, кстати, был клиент, который решил  встретить Новый год в Финляндии, в коттедже с очень дорогим набором услуг, которые он оплатил. На деле качество услуг оказалось на несколько порядков ниже, и мы получили от туроператора  возмещение – несколько тысяч долларов.   

       - Алексей, недавно с удивлением услышала по радио про скандал с дочерней фирмой  крупнейшего иностранного производителя  прохладительных напитков, которая разбавляла концентрат водой из-под крана вместо  обещанной на этикетке артезианской. Что уж говорить о наших «Ессентуках» и «Нарзане» - мы и вкус их забыли, но покорно покупаем бутылки со знакомыми этикетками…

       Проверка качества изготовителя продукта лежит на государственных органах, ей занимаются также общественные организации. Но если вам нравится какой-то продукт, например, тот же «Нарзан», старайтесь покупать его в магазине, поддерживающем свою торговую марку. Или проявите инициативу и сделайте экспертизу воды, получите возмещение своих расходов, напишите жалобу в торговую инспекцию. Ваша активность улучшит качество товаров.      

       - Как все-таки избежать обмана? Ходить только в фирменные магазины?

       - И это тоже. А еще старайтесь, как можно больше узнать о товаре или об услуге.  Информация эта есть в прессе, ее можно получить от друзей, коллег, соседей. Словом, не стоит строить дом, доверившись первой попавшейся фирме, положившей рекламный листок в ваш почтовый ящик. Если же вас все-таки обманули и вы в растерянности, в региональном обществе  Защиты прав потребителей вам смогут помочь правильно изложить свои претензии или составить исковой заявление или обратитесь к адвокату.    

    

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: mosbar (08.05.2008)
Просмотров: 942 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Категории каталога

Форма входа

Приветствую Вас Гость!

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 11